Jun. 22nd, 2024

irimiko: (Default)
"Коммунизм, думая достигнуть полного равенства и совершенной неподвижности путем предварительного разрушения, должен неизбежно, путем борьбы своей с капиталом и попеременных побед и поражений привести, с одной стороны, действительно к значительно меньшей экономической неравномерности, к сравнительно большему противу нынешнего экономическому уравнению, с другой же, к несравненно большему противу теперешнего неравенству юридическому, ибо вся история XIX века, освещенная с этой стороны, и состояла именно в том, что по мере возрастания равенства гражданского, юридического и политического увеличивалось все больше и больше неравенство экономическое и чем больше приучается бедный нашего времени сознавать свои гражданские права, тем громче протестует он противу чисто фактического властительства капитала, никакими преданиями, никаким мистическим началом не оправданного. Коммунизм в своих буйных стремлениях к идеалу неподвижного равенства должен рядом различных сочетаний с другими началами привести постепенно, с одной стороны, к меньшей подвижности капитала и собственности, с другой — к новому юридическому неравенству, к новым привилегиям, к стеснениям личной свободы и принудительным корпоративным группам, законами резко очерченным, вероятно даже, к новым формам личного рабства или закрепощения (хотя бы косвенного, иначе названного... Монахи).
<...>
...c
оциализм, понятый как следует, есть не что иное, как новый феодализм уже вовсе недалекого будущего. Разумея при этом слово феодализм, конечно, не в тесном и специальном его значении романо-германского рыцарства или общественного строя именно времени этого рыцарства, а в самом широком его смысле, т. е в смысле глубокой неравноправности классов и групп, в смысле разнообразной децентрализации и группировки социальных сил, объединенных в каком-нибудь живом центре духовном или государственном; в смысле нового закрепощения лиц другими лицами и учреждениями, подчинение одних общин другим общинам, несравненно сильнейшим или чем-нибудь облагороженным (так, например, как были подчинены у нас в старину рабочие селения монастырям)."

(К. Леонтьев)
irimiko: (Default)
Настоящий богослов в аутентичном святоотеческом смысле может не быть мыслителем в человеческом смысле. О. Антоний* был и тем, и другим, а о. Иоанн** - богословом от Бога был (причем, на мой взгляд, в неизмеримо превосходящей всех своих современников степени), а мыслителем в человеческом смысле не был. Но всевозможных мыслителей и без него хватает, а вот настоящих богословов - свидетелей Божиих в явлении силы и духа - всегда единицы. Вот этого настоящего богословия у него под покровом самых простых и не отличиюшихся особенной глубиной человеческой мысли слов - по-моему, с преизбытком.

Вот, например (чтобы не быть совсем голословным). Это тема, которой я в последнее время очень интересуюсь - изначальное и неотъемлемое присутствие Божие в уме человека. Простыми словами о. Иоанн выражает то, обо что сломались многие мыслители, которые превосходили его по земным стандартам (iq, образованность, литературные таланты и т.п.), но не имели и капли того опытного боговидения, которое было даровано ему за его горячую веру и ревность о Боге. "Помни постоянно, что свет души твоей, мыслей твоих, сердца твоего от Иисуса Христа: Он "Свет очию" сердца нашего, - не так как этот, от солнца происходящий свет, являющийся и исчезающий, не проникающий сквозь непрозрачное вещество и многое оставляющий в темноте, не могущий просветить ни одной души во тьме греха. Он "есть Свет, просвещающий всякого человека" (т.е. главную часть его существа - душу) "грядущаго в мир" [Иоан. 1, 9]. Да, свет Христов просвещает всех, даже язычников: "свет во откровение языком" [Лк. 2, 32]. Он светит и во тьме греховной; но тьма греховная, людская, или люди, во тьме греха живущие, не понимают Его, "не объят" [Иоан. 1, 5], не догадываются, что свет, бывающий в их душах, - от Христа, и думают, что он их природный свет, что они, природным умом своим, своею сметливостью, рассудительностью, дошли до известной истины, или совершили известное дело; не думают они, что только во свете Христовом они видят всякий свет - свет всякой благородной науки, благородного искусства, всякого дела".(Св. Иоанн Кронштадтский)


(А. Зайцев)

* Булатович
** Кронштадтский